Во вторник Комиссия ЕС представила целый ряд законодательных предложений, направленных на усиление борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Частью пакета являются более строгие требования к использованию виртуальных валют, таких как биткойн, Ethereum или Ripple. Комиссия хочет обеспечить полное отслеживание переводов соответствующих криптовалютных ценностей.
В соответствии с действующей 5-й Директивой об отмывании денег операторы обменных пунктов и другие поставщики услуг для всего, что связано с криптовалютами, должны контролировать своих клиентов в рамках «обычной должной осмотрительности» для финансовых домов. Например, вы должны хранить личность пользователей и адреса их кошельков в центральной базе данных и сообщать о подозрительных случаях. Предлагаемая реформа призвана распространить эти правила на весь криптосектор и обязать всех поставщиков услуг соблюдать требования идентификации. Комиссия хочет запретить анонимные криптокошельки в принципе.
Комиссия ЕС уже сделала еще один шаг к внесению поправок в соответствующую правовую базу, представив в прошлом году проект регулирования рынков криптовалютных ценностей. Это предназначено для определения требований к эмитентам токенов из ЕС и к поставщикам услуг, которые хотят подать заявку на получение разрешения на предоставление своих услуг на внутреннем рынке. Предложение охватывает широкий спектр мероприятий, которые соответствуют или превосходят требования рабочей группы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма.
С новыми предложениями Комиссия хочет адаптировать сферу действия Директивы по борьбе с отмыванием денег, которая в настоящее время включает обмен криптовалюты на общую валюту, такую как суммы в евро, для более широкой группы поставщиков услуг из запланированного регулирования для виртуальной валюты. рынки. Возможность открыть или использовать «анонимный криптосчет» не предусмотрена.
Пакет также предназначен для предоставления государствам-членам более широких возможностей обязать поставщиков криптоуслуг, установленных на их территории со штаб-квартирой в другой стране ЕС, назначить центральный контактный пункт, например, для официальных поставок. Это уже относится к эмитентам электронных денег и поставщикам платежных услуг.
Согласно плану, все поставщики, участвующие в передаче криптовалютных ценностей, также должны будут собирать и предоставлять данные о клиентах и бенефициарах переводов виртуальной валюты, осуществляемых с их участием. Это должно быть реализовано посредством реформы Положения о денежных переводах 2015 года. По мнению Комиссии, эти новые правила «приведут к значительным улучшениям в мониторинге поставщиков криптоуслуг».
По словам Брюсселя, инновациям в быстрорастущем секторе виртуальных валют, который Европейский центральный банк (ЕЦБ) хочет обогатить цифровым евро, не будет препятствий, несмотря на строгие правила. Проект может даже продвинуть криптоиндустрию в сообществе, поскольку он «извлекает выгоду из обновленной и гармонизированной правовой базы в масштабах всего ЕС». Кроме того, необходимо укреплять и расширять решения для цифровой идентификации через Интернет, чтобы не создавать препятствий для клиентов.
Как уже было обнародовано, Комиссия также хочет установить лимит наличности в размере 10 000 евро на всей территории ЕС. Она считает, что это достаточно много, чтобы «не ставить под сомнение евро как законное платежное средство» и в то же время признать «важную роль наличных денег».
Агентство ЕС по борьбе с отмыванием денег
Другой компонент – это создание всеобъемлющего органа по борьбе с отмыванием денег. Его цель – продвигать и координировать сотрудничество между национальными агентствами по расследованию финансовых операций в форме подразделений финансовой разведки (ПФР), а также способствовать совместному анализу, чтобы можно было лучше выявлять трансграничные незаконные финансовые потоки. Согласно плану, агентство сможет напрямую контролировать финансовые компании с высоким уровнем риска. Руководящий орган будет состоять из шести независимых экспертов и ограничить влияние стран-членов.
Сторонники защиты данных долгое время считали ПФР слишком мощными. По их словам, даже при существующих правилах отмывания денег существует принуждение к хранению данных в непропорциональном порядке, в результате чего банковская тайна будет окончательно отменена.
«Миллиарды евро грязными деньгами»
Как пояснил Валдис Домбровскис, вице-президент Комиссии по капитальным услугам, около одного процента годовой экономической продукции ЕС демонстрирует «подозрительную деятельность». Речь идет «о миллиардах евро грязными деньгами». ЕС, с другой стороны, имеет самые строгие правила в мире, но лазейки должны быть закрыты. За отмытыми суммами скрываются «ужасные преступления», – добавила финансовый комиссар Мейрид МакГиннесс. С этой целью существующие справочники также будут объединены в сеть через счета в национальных банках.
Бундестаг ввел 5-ю Директиву о борьбе с отмыванием денег в национальное законодательство в конце 2019 года. Он расширил круг пострадавших, включив в него поставщиков, которые хранят, управляют или защищают широко определенные «криптографические ценности или частные криптографические ключи». Предпосылкой для этого является то, что услуги используются для «хранения, хранения и передачи» соответствующих токенов третьим лицам. После протестов стартапов поставщики финансовых услуг, «которые не предоставляют никаких других услуг, кроме бизнеса по хранению криптовалют» и поэтому не имеют прямого контакта с конечными потребителями, остались в стороне после протестов стартапов.
Пакет мер может «стать новаторским в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма в масштабах всего ЕС и способствовать дальнейшему развитию единого европейского финансового рынка», – пояснил Андреас Краутшайд из Ассоциации немецких банков (BdB). Гармонизация применимых правил, в частности, для идентификации клиентов в странах ЕС, а также планируемые новые органы по борьбе с отмыванием денег являются «важными столпами».
Законодательные предложения Комиссии теперь должны быть обсуждены в Европейском парламенте и Совете. Комиссия надеется на скорейшую процедуру, чтобы будущий орган по борьбе с отмыванием денег мог начать работу в 2024 году.